rus | eng

Национальная туристическая компания

Частный сектор

Вы приехали в Абхазию «дикарем», но так и не решили, где ...
подробнее...

Туроператоры

Список компаний

Отдых в Абхазии с российскими туроператорами ...
подробнее...

Размещение

Гостиницы

Размещение во всех популярных туристических зонах ...
подробнее...

Информация для туриста

Паспорт

Российским гражданам, прибывающим в Абхазию, необходимы ...
подробнее...

Активный отдых

Семиозерье

Несложный пеший однодневный маршрут, который начинается...
подробнее...

Статьи

Сухумская набережная

Главной артерией Сухума является его набережная. До...
подробнее...

Туристические места

Пицундский храмБыл построен в честь апостола Андрея Первозванного в...
подробнее...

Кафе и рестораны


Кафе и рестораны

Кафе, бары, рестораны и пацхи с национальной и европейской кухней...
подробнее...

Фотографии

Пицундский храмФотографии самых красивых пейзажей Абхазии...
подробнее...

Традиционные религиозные представления абхазов

Бутба Л. А. Мифы и легенды абхазов. Триптих. 2002

Традиционные социальные институты и религия абхазов находятся в неразрывном единстве и определяют собой содержание абхазской национальной идентичности. Сохраненная абхазами приверженность собственной традиционной религии объясняет почти полное отсутствие в их среде мировоззренческих разногласий между людьми, относящимися к христианам и мусульманам.

Религиозные представления и ритуалы абхазов свидетельствуют о монотеистической религии, центральной идеей которой является существование единого Бога-Творца – Анцва. Традиционная религия абхазов отвечает определению теизма, в котором мир есть осуществление божественного промысла, а абсолютно бесконечный Бог стоит над миром и человеком. 

Верховное божество. Бог грома
Традиционная религия абхазов включает многочисленный пантеон божеств и объектов сакрального почитания. Верховное божество Анцва – творец природы и людей, повелитель и вседержитель мироздания. Обладает всемогуществом, всеведением, благостью и т. д. Анцва пребывает в небе, гром и молния – его карающая сила. С одной стороны, существует представление об Анцва как о божестве, лишенном конкретных черт; с другой стороны, его представляют либо молодым красивым мужчиной, либо седым старцем.

Один из могущественных богов пантеона – бог грома и молнии Афы. Он посылает с неба огненные стрелы, поражающие людей, животных, деревья. Если дом абхаза поразила молния, считалось, что он разгневал бога. Удар молнии воспринимался и как знак сакрального внимания, пораженное место считалось священным. Существовала система обрядов, разработанная в зависимости от того, кто поражен молнией – человек или скотина, ранены они или убиты.

Боги охоты – священного действия абхазов
С молнией, кроме Афы, у абхазов было связано также представление о боге Аиаргь. В то же время Аиаргь был связан с охотничьим культом, хотя и здесь главную роль он делил с божеством Ажвеипшаа. Во многих легендах и поверьях Ажвеипшаа является обозначением божественного родового сообщества, состоящего в дуально-брачных отношениях с родовым сообществом Аиаргь. Впоследствии образ индивидуализировался и в позднейших представлениях Ажвеипшаа – глава божественного семейства, живущего в лесу. Ажвеипшаа принадлежат стада диких животных – олени, лоси, туры, лани, косули. Без милости Аиаргь и Ажвеипшаа ни один человек не может убить зверя, причем они допускают убийство только тех зверей, которых уже съели сами и вновь оживили.

Чтобы задобрить богов охоты, абхазы проводили обряды жертвоприношения. Обряд проводили в доме охотника, в семье которого был старик – руководитель обряда. В жертву приносили холощеного козла. Старик брал в левую руку заостренную палочку из фундука с нанизанным на ней куском печени, а в правую руку – стакан вина. Охотники становились в ряд с ружьями в руках, а старик обращался к Ажвеипшаа, после чего выпивал вино и съедал кусочек печени. В обрядовой сфере охотничьего культа значительное место занимало исполнение ритуальных гимнов-песнопений и плясок.

Охоту абхазы считали священным занятием, поэтому обычаем предписывалось соблюдение многочисленных запретов. Перед охотой нельзя было умываться, бриться; охотник старался не попадаться на глаза представительницам женской половины семьи и приготовления к охоте делал втайне от них. Во время охоты нельзя было произносить некоторые слова, вместо них употреблялась специальная терминология, так называемый охотничий язык.

Помимо Ажвеипшаа и Аиаргь, у абхазов сохранились представления о женском образе божества охоты – Анане-Гунде. Но ее имя также больше связано с пчеловодством. Моление в ее честь совершалось весной, во время начала роения пчел, и летом, перед сбором меда.

Покровители сельского хозяйства и владычица вод
Значительную группу пантеона составляли божества, покровительствовавшие хозяйственным занятиям абхазов. Аитар – божество плодородия и покровитель домашнего скота. Из земледельческих божеств выделяется богиня плодородия Джаджа - покровительница засеянных полей и всей растительности. Ее представляли дородной, коренастой женщиной низкого роста. Ей также приносили жертвы, чтобы урожай был хорошим.

Водной стихией ведала Матерь и владычица вод Дзызлан-дзахкуаж. Ее представляли обитающей в неприступном чистом озере, роднике и в глубине пещеры. Считалось, что она управляет красавицами, которые по ночам выходят на землю, заманивают к себе мужчин и требуют от них любви, обещая за это все земные блага. В случае несогласия мужчина должен вступить с ней в борьбу, и если она победит его, то он обязан жить с ней 10 лет. Ноги у красавиц ступнями обращены назад, поэтому при борьбе их очень трудно одолеть.

Покровитель кузнецов и божество плодородия. Культ очага
Могущественным богом был Шьашы, связанный с кузнечным ремеслом и особым культом сакральной кузни – ажьира. Во многих абхазских семьях кого-нибудь из мальчиков уже с самого детства посвящали служению Шьашы, то есть кузнечному ремеслу. По достижению определенного возраста он должен был пройти практику у мастеров, сделаться кузнецом.

Ажьахара – божество плодородия, место его пребывания – домашний очаг. При этом у абхазов наблюдалось обожествление домашнего очага как такового. Он был местом проведения ритуальных действий, связанных с наиболее значительными событиями семейной и общественной жизни. Особенно почиталась очажная цепь – держась за нее, проклинали провинившихся, клялись в невинности и т. д. Очаг символизировал непрерывность рода, благополучие и единство его членов.

Культ деревьев от древности до наших дней
Одну из наиболее устойчивых форм древнейших верований у абхазов представлял культ деревьев. Характерно, что христианские храмы в Абхазии возводились, как правило, в местах прежних языческих святилищ в священных рощах. Например, Илорский храм был построен на месте пользовавшегося всеобщим почитанием языческого святилища, располагавшегося в девственном дубовом лесу. Все моления и общественные собрания происходили в священных рощах или под отдельными почитаемыми деревьями. 

Наиболее почитаемым у абхазов были дуб. Это было связано с тем, что желуди служили пищей и для людей, и для животных, кора и листья дуба были целебными, дуб имел свойство привлекать к себе молнию. Абхазы считали, что граб, напротив, отводит от себя молнию. Поэтому при строительстве дома какую-то его часть делали из граба. Среди священных деревьев были бук, вяз, ольха, сосна и др. Большим почитанием пользовалось ореховое дерево. Во всех обрядах жертвоприношения жертвенные части – сердце и печень – нанизывали именно на палочку из фундука.

По материалам Л. Акаба. Монография «Абхазы», отв. ред. Ю. Д. Анчабадзе, Ю. Г. Аргун, 2007 г.


Заметили ошибку?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter!
Система Orphus
АГТРК

Информационное агентство Апсныпресс