Медиа
На развалинах древнего Питиуса К списку новостей
29.05.2019 Новости

(Из книги Вианора Пачулия «В краю золотого руна»)

Много веков назад там, где ныне раскинулся один из красивейших курортов Черноморского побережья Кавказа – Пицунда - возвышались стены богатого торгового города Питиуса.

Давно разрушились и превратились в прах его здания, но до сих пор живы каменные стены и башни древнего акрополя. Своим названием Питиус, или Питиунт, город обязан уникальной роще реликтовой сосны, которая и ныне придает необыкновенное очарование Пицунде.

Центр Питиуса со всех сторон был обнесен стеной. Внутренняя гавань на озере Инкит соединялась с морем каналом, следы которого сохранились до наших дней. На перемычке между озером Инкит и Анышхцара уцелели развалины сторожевой башни, охранявшей гавань.

Город украшали храмы. Древнейший из них, что возвышался у городской стены, представлял собой трехнефную базилику с выступающей шестигранной абсидой. Храм неоднократно перестраивался, и сейчас от него остались лишь фундаменты, десять мраморных колонн и мозаичный пол. На полу уцелела надпись: «В молении за Орэола и за весь его дом». Кем же был этот таинственный Орэол? Видимо, он строил храм и принадлежал к местной знати.

Несколько десятков квадратных метров пола занимает мозаика, изображающая различных животных, птиц и растения, здесь можно увидеть коров, ослов и телят, голубей и павлинов, рыб, листья дуба и граната. Но наиболее интересна мозаика в алтарной части храма. Здесь привлекают внимание два сюжета. Первый - «Фонтан жизни», или «Фонтай живительной воды»: к источнику приникли олень и его самка с детенышем. Второй - «Купель»: из большого сосуда, похожего на вазу на высокой ножке, наполненную водой, поднимается ствол, увенчанный крупной шишкой пинии. Прекрасно выполнено мозаичное изображение человека, окруженного четырьмя птицами, омываемыми струями воды из фонтана.

О высокой культуре древнего Питиуса свидетельствует античная баня IV века, трехкомнатное сооружение с большим водохранилищем и превосходно сохранившимся канализационным коллектором с ответвлениями, а также водопровод, пересекающий равнину мыса. Он то скрывается в земле, то поднимается на поверхность. Наружная часть канала была покрыта каменным сводом. Канал вел к водораспределительной башне, расположенной невдалеке от храма.

Жители древнего Питиуса - абхазское племя абазгов - вели торговлю с городами Северного Причерноморья и Византией, занимались сельским хозяйством и ремеслом. Там находился, видимо, центр производства краснолаковой керамики.

Археологи раскапывают древний Питиус с 1952 года. И какой же богатый материал находят здесь ученые! Это и печать абхазского владетеля Константина II, и многочисленные монеты римского, а также византийского происхождения, и остатки мозаики древних храмов с изображением людей, животных и рыб.

Каждая находка приоткрывает страницы прошлого Пицунды, позволяет проследить ход ее истории. А прошлое Пицунды чрезвычайно интересно.

В Питиусе, как рассказывают летописцы, побывали греки, римляне, готы и другие народы. Первое письменное упоминание о Питиусе как о большом городе встречается еще у римского историка Артемида Эфесского, жившего во II веке до нашей эры.

В I веке до н. э. Питиус захватили римляне. Изгнав из города войска понтийского царя Митридата VI Евпатора, римляне укрепились в нем. Однако сокрушительный удар им нанесли местные племена, которые, по словам римского историка I века н. э. Гая Плиния Секунда, разрушили военное укрепление в Питиунте. Позже римляне снова укрепили город и предпринимали оттуда походы в различные районы Кавказа. Но, здесь они никогда не чувствовали себя спокойно. Местное население неоднократно восставало против завоевателей, и римлянам часто приходилось отсиживаться за высокими стенами и запертыми воротами крепости.

В 256 году большая часть гарнизона римлян была уничтожена готами, а флот они использовали для последующих операций против других римских укреплений, расположенных на Черноморском побережье Кавказа.

Вот что сообщает античный историк Зосима: «Скифы (так названы в этом сообщении готы) опустошили области до Каппадокии, Питиунта и Эфеса... Они разрушили все на своем пути, и жители побережья Понта удалились в глубь страны и в лучшие укрепления, а варвары «прежде всего напали на Питиунт, окруженный огромной стеной и имевший весьма удобную гавань» !.

В позднеантичный период Питиунт служил местом ссылки христиан. Так, согласно легенде, при римском императоре Диоклетиане сюда был сослан один из семи братьев - антиохийских воинов.

В эпоху раннего средневековья Пицунда становится центром распространения христианства. Существует даже мнение, что здесь христианство утвердилось как официальная религия абхазов. Не случайно абхазы с незапамятных времен называли эту местность Лдзаа, что означает «крестить». По преданию, абхазов крестили именно в Питиунте. Еще в 325 году в христианских источниках упоминается питиунтский епископ Стратофил - участник первого вселенского Никейского церковного собора; в 541 году в Пицунде была учреждена архиепископская кафедра, а с 720 года уже упоминается Пицундский католикосат.

В тот период Пицунда находилась под властью Византии.

Византийский император Юстиниан I считает Питиунт важнейшей крепостью на Малоазийском и Кавказском побережьях Черного моря.

По сообщению Прокопия Кесарийского, Юстиниан I в 551 году на месте старого храма, представлявшего собой трехнефную базилику, построил в Пицунде новый величественный храм. Этот храм также славился мозаикой, имеющей много общего с раннехристианской, но отразившей и своеобразные черты местных пицундских мастеров. Часть мозаики сохранилась от старого храма.

В 1960 году были открыты новые фрагменты этой мозаики. Наиболее интересно мозаичное изображение слона, тело которого выложено из бурых камней, бивни - из желтых, а глаза - из красных и белых.

Пицундский древнейший храм, построенный при Юстиниане I, был, по-видимому, посвящен святой Софии. Интересно, что название храма позже распространилось и на весь мыс. На черноморских картах Безымянного 1351 года, Каталанской 1375 года, Паскалини 1408 года, Бианко 1436 года, Бениказы 1480 года, Фредуче 1497 года, Майод- до 1519 года, мыс носил имя святой Софии.

В период существования Абхазского княжества и царства, строительство в Пицунде продолжалось. В 1956- 1957 годах археолог Т. К. Микеладзе, проводя раскопки в районе сосновой рощи, нашел руины двухцерковной базилики и другие древние памятники. Архитектурные пропорции этого храма не совсем обычны для подобных древних сооружений Закавказья. Храм разрушен, сохранилась лишь цокольная часть с шестью входами: по три на каждый зал для моления. Этот уникальный храм был построен, по-видимому, не раньше VI века н. э. и просуществовал до второй половины XI века.

В X-XIII веках Пицунда продолжала оставаться крупным религиозным центром.

В конце X- начале XI века был воздвигнут один из лучших памятников средневекового местного зодчества - Пицундский храм. Это трехнефный, однокупольный храм, имеющий в плане слегка вытянутый прямоугольник с тремя выступающими круглыми абсидами.

Основание храма сложено из массивных плит серого песчаника, в кладке стен ряды камня чередуются с рядами тонкого кирпича, что было характерно для поздневизантийской архитектуры. Купол храма также сложен из кирпича. Стены внутри храма расписаны, но, к сожалению, живопись, которая, по мнению искусствоведов, относится к XV веку, очень плохо сохранилась.

Высокие узкие окна создают эффект игры светотеней, что подчеркивает внутреннее величие храма. Между окнами находились изображения 12 апостолов, из которых до наших дней сохранились изображения десяти, да и те сильно повреждены.

В погребальной капелле в конце абсиды изображен Христос. Все фрески Пицундского храма и особенно «Положение во гроб» (на северной половине свода) очень интересны по своей технике и художественному исполнению.

По преданию, в Пицунде одновременно строились храм и водопровод. Зодчий Пицундского храма, и строитель водопровода поспорили, кто скорее завершит работу. Проигравший должен был броситься вниз с крыши храма. Работа закипела. Водопровод уже был готов, и вода полилась из труб, а храм возведен только до барабана. Тогда зодчий бросился с крыши храма и разбился насмерть. Храм достроил его преемник. Место, где стоял зодчий, было отмечено небольшой выемкой.

Пицундский храм обнесен мощной стеной. Легенда рассказывает, что однажды, когда храму угрожала опасность, пристроили к стенам с северо-востока и юго-запада обширные бастионы.

В 1845 году по инициативе Одесского общества древностей началась реставрация Пицундского храма. Работы по восстановлению были поручены архитектору Норову, который задумал реставрировать этот памятник местного зодчества по итальянскому образцу. Крымская война прервала начатые работы. Лишь в 1860 году ремонт храма возобновился. Источники сообщают, что «весь храм и все его стены были выбелены чисто». Эта «побелка» обошлась храму дорого, погибло много ценных росписей. Еще больший вред принесла реставрация 1869 года, которой руководил майор А. С. Воронов. Были сняты северный, южный и западный притворы храма, а также осуществлены другие переделки.

В результате так называемых ремонтно-реставрационных работ прежний вид храма несколько изменился. К счастью, все главные линии и характер конструкции храма остались прежними.

Пицундский храм привлекал внимание видных художников, архитекторов, историков. С восторгом пишет о нем Фредерик Дюбуа де Монперэ: «Вот я перед лицом одной из самых грандиозных, самых живописных руин, какие я когда-либо знал. Мне говорили об этом здании с восхищением, но впечатление, которое оно производит, превзошло мои ожидания - этот стиль, благородный и смелый, изумляет среди дикой природы Абхазии». Дюбуа первым составил план храма и дал его описание.

Спустя три года после Дюбуа, в 1836 году, известный русский живописец академик Н. Г. Чернецов также сделал ценные зарисовки храма до реставрации. На рисунках Чернецова, ныне хранящихся в Ленинграде, в частности, хорошо видны древние портики, примыкавшие к храму. Пицундский храм изучали художник С. Толстой, академик М. Броссе, историки Н. Кондаков и Ш. Мурзакевич, посвятивший храму специальный очерк, и многие другие.

Храм после реставрации

Но какое дело было царским чиновникам до красоты и архитектурных достоинств храма? В 1885 году царское правительство подарило Пицундский храм со всеми земельными угодьями (1049 десятин земли и 420 десятин сосновой рощи) Ново-Афонскому монастырю. Новоафонские монахи, получив такой лакомый кусок, тут же возвели возле него жилые и культовые постройки - кельи, траезные с кухней, гостиницу и т. д.

Местный краевед К. Мачавариани писал с возмущением: «Да за что же отвели этот дивный уголок монахам Ново-Афонского монастыря? Разве мало им пользоваться теми обширными и превосходными землями в количестве 3000 десятин... которые они получили от нашего правительства? Что они сделали для Абхазии, для народного образования?.. Ведь 200 десятин сосновой рощи могли стольким больным облегчить страдания»?

Пицундская сосновая роща всегда охранялась абхазами как священная. Однако в конце XIX века при попустительстве местных властей и монахов ее стали вырубать разные лесопромышленные компании. Они вывозили самшит и уничтожали единственные в мире крупные массивы пицундской сосны. Молодые всходы затаптывались скотом, роща катастрофически таяла...

Только при Советской власти был положен конец хищническому истреблению уникальной рощи. Сейчас сосновая роща, на территории которой построен курорт, охраняется государством. Еще не одно поколение будет любоваться зелеными кронами и гордыми стволами пицундских сосен. Пицундский храм превращен в музей, экспонаты которого рассказывают о древней и увлекательной истории Абхазии.

Поделиться в соцсетях
День рождения пещеры: в Новом Афоне

В курортном городе Абхазии, в Новом Афоне отметили годовщину появления одной из ...

09.06.2018 19:49:00 Новости
Самая глубокая пещера мира находится в Абхазии

Российские экстремалы сделали сенсационное открытие, спустившись в самую глубоку...

03.03.2019 Новости
8 (800) 505-42-40Горячая линия c 9:00 до 18:00
Звонок бесплатный со всех телефонов РФ