Что посмотреть
смотреть на карте Очамчира

В IV веке до н.э. в Абхазии вместе с Диоскурией были основаны и другие поселения – главнейшим из которых был Гюэнос, расположенный около современного города Очамчыра. Здесь шла активная торговля. Местные племена заготавливали металлы, ткани, строевой и корабельный лес, пушнину, мед, воск, а в обмен получали предметы роскоши, столовую посуду, деликатесы. Но главным предметом торга были рабы. Их можно было дешево приобрести, выменяв на амфору оливкового масла, и с выгодой перепродать на невольничьих рынках Средиземноморья.

В первые века нашей эры в районе Очамчыры жили племена апсилов, впоследствие вместе с абазгами и санигами, образовавших абхазскую народность. В XIII–XIV веках генуэзские купцы создали здесь свою факторию Ола-Гуанда. В XVI–XVIII веках, в период турецкого господства, город опустел, берег зарос сплошным самшитовым лесом. Остюда более позднее название этой местности Шамшир (по-турецки самшит, самшитовая роща). В 40-х 60-х годах XVIII века жизнь в городе была довольно оживлена, так как Очамчыра была тогда зимней резиденцией последнего владетельного князя Абхазии Михаила Чачба-Шервашидзе. В 1844 году здесь был открыт порт, из которого в Россию, Турцию, Францию вывозились самшит, каштан, сельхозпродукция. Особую выгоду приносила торговля самшитом, который в Европе называли “алмазным деревом” и платили за него “любую цену”. Из самшита изготовлялись челноки, ксилографические клише, украшения, произведения искусства. В частности, статуи на фронтоне собора Парижской Богоматери сделаны из абхазского самшита. Вместе с ликвидацией Абхазского княжества и высылкой владетеля в 1864 г. в Воронеж, где он через два года умер, жизнь в городе замирает. В советское время Очамчыра была центром сельскохозяйственного района. Велика заслуга очамчырцев в национально-освободительном движении Абхазии 80-х – 90-х годов. В период абхазо-грузинской войны 92–93 гг. город был оккупирован. Практически все его абхазское население покинуло дома и вступило в ополчение, сформировав “Восточный фронт”, протянувшийся на десятки километров севернее Очамчыры.

Город обладает перспективным курортным потенциалом. Песчаные пляжи, открытая набережная, наличие в районе интересных маршрутов, природных памятников, а также памятников, христианской архитектуры объясняет активное развитие Очамчыры в этом направлении.

  • Как ориентироваться
    В Абхазии только в городах Очамчыра и Гагра солнце садится прямо в море. Улицы, идущие вдоль набережной ориентированы с юга на север. В городе преобладает регулярная планировка с постройками частного сектора. Административные здания и магазины сосредоточены в центре города. Функционирует отделение Сбербанка. Работают маршрутки и такси. До других городов можно добраться на рейсовых автобусах, стоянка – на привокзальной площади. Размещение осуществляет отель “Самшит 555”.
  • Окрестности Очамчиры

    Есть две причины, по которым Восточная Абхазия (от Сухума до р. Егры) менее развита в туристическом отношении, чем Западная. Первая – это экономическое районирование 40–80 годов, ориентированное на миграционные трудовые ресурсы из Западной Грузии, традиционно занятые в сельхозпроизводстве. Вторая – боевые действия 92–93 гг., практически не затронувшие Западную Абхазию, и шедшие здесь с огромной интенсивностью. Других причин, по которым эта территория была бы менее привлекательна для туризма и отдыха нет, и скорее всего ситуация будет меняться здесь в положительную сторону.

    Подтверждением этому служит огромное количество интереснейших природных и исторических памятников, сосредоточенных в Восточной Абхазии.

    Драндский собор

    В VI веке христианские церкви строились во многих местах, в том числе в Абхазии. Большинство из них были базиликами. Это храмы представляющие собой удлиненные залы, иногда разделенные внутри зала колоннами на три части по всей длине. Особое место здесь занимает Драндский собор. Это первый в Западном Закавказье (а может быть и во всем Закавказье) центрально-купольный храм. Больше такие церкви в Абхазии не строились. Он не был похож ни на один из ранее выстроенных храмов. Во-первых, он строился целиком из кирпича, что было незнакомо для местного населения. Так строили в то время только византийцы. Во-вторых, внутри он представлял собой не привычный длинный зал, а крестообразное пространство, центр которого был в виде ротонды, т.е. в виде круглого помещения, перекрытого сверху широким низким куполом. Восточная алтарная часть была отделена шестью белыми мраморными колоннами с резными капителями, которые поддерживали мраморные же арки.

    Великая Абхазская стена

    Одно из самых масштабных фортификационных сооружений не только в Абхазии, но даже в мире. По протяженности (160 км), уступает, правда значительно, только Китайской. Сегодня почти все ученые относят строительство стены к VI веку н.э. Берущая начало у устья р. Келасур и идущая по холмам и предгорьям до р. Ингур и дальше к морю, со своими “клиссурами”, башнями-крепостями, запиравшими выходы из ущелий, стена очень похожа на оборонительные сооружения римлян. Римляне вынуждены были строить такие оборонительные линии в связи с тем, что в эти века пришли в движение многие народы древности. В частности, на Северном Кавказе появились кочевые народы и постепенно там оседали. Самыми неспокойными были аланы, одни из предков нынешних осетин. В любую минуту они могли вторгнуться через Клухорский или другой перевалы на побережье, а затем двинуться вглубь страны. Конечно, цельного сооружения уже нет, но в тех местах, где сохранились сторожевые башни, руины храмов, крепостей или фрагменты самой стены, эти древние артефакты производят сильное впечатление. К Абхазской стене проводятся экскурсии.

    Озеро Амткял

    Амткял самое молодое (всего 100 лет) и второе по величине горное озеро Абхазии. Образовалось в результате нескольких горных обвалов в конце XIX века. Уровень воды непостоянный и зависит от таяния снегов. Годовая разница достигает 40 м. В озере водится рыба: форель, голавль, подуст, усач. Озеро Амткял – популярный туристический маршрут. Добраться до него можно по Военно-сухумской дороге и далее по проселочной дороге.

    Моквский храм

    Расположен в 15 км от Очамчыры на острове при слиянии рек Мыку и и Дваб. В эпоху Абхазского царства церковное строительство велось активно и храмов было очень много. Но далеко не все они сохранились, от многих остались лишь названия. Так, например, Сухумская гора называлась Самата, то есть Сант Мата, так по-абхазски звучит имя св. Матвея, чей храм находился там. Другие постройки дошли до нас в виде развалин, другие же сохранили основные конструктивные элементы, но полностью лишены украшений и интерьера. Можно лишь представлять, насколько великолепным должно было быть внутреннее убранство таких храмов. Выстроенная в X веке моквская церковь Успения Божьей Матери, показательна в этом смысле. Лишь до относительно недавнего времени росписи покрывали ее внутренние стены. Мраморные плиты алтарных преград и других архитектурных деталей были покрыты декоративной резьбой со сценами из Библии и Евангелия. К сожалению, почти ничего не осталось в Абхазии из бывших богатств ее храмов. Однако и лишенный внутреннего убранства, светлый, полный воздуха, весь устремленный ввысь, храм производит сильнейшее впечатление. По преданию собор стал усыпальницей, выстроившего его абхазского царя Леона III, а также усыпальницей последнего владетеля Абхазии Михаила Чачба-Шервашидзе. В настоящее время храм действующий, но служба ведется только по праздничным дням.

    Бедийский храм

    Бедийский храм, находящийся в 12 км от Очамчыры, был выстроен в X веке царем объединенного абхазо-грузинского государства Багратом III и его матерью Гурандухт, сестрой абхазского царя Феодосия. В 1014 году собор стал усыпальницей Баграта III. До наших дней храм дошел в полуразрушенном состоянии. В плане он по своей форме приближается к купольным храмам. Стены, сложенные из тесаного камня, снаружи украшены орнаментом – стилизованными листьями и искусно вмонтированными в них крестами. Внутри храма имеются фрагменты стенописи с ктиторскими портретами. К западу от храма сохранились развалины большого каменного дворца – епископской, а, возможно, и царской резиденции. В результате попыток “реставрации” была снесена часть древнего купола и снята большая часть облицовки. В XIX веке в храме, возобновилось богослужение, вновь прекращенное в советское время. Храм расположен в очень красивом месте. Выстроенный на высоком холме, он главенствует над местностью, как бы парит над ней. К комплексу ведет асфальтовая и грунтовая дорога, он включен в списки экскурсионных маршрутов туристических агентств.

    Илорский храм

    Илорская церковь святого Георгия зального типа выстроена в XI веке и расположена в 4 км от Очамчыры. Церковь была центром духовной и светской жизни. По свидетельству итальянского путешественника Лемберти, посетившего Илор в XVII веке, возле Илорской церкви устраивались большие ярмарки,на которые съезжались жители Абжуйской (восточной) Абхазии и Западной Грузии.

    Интересно, что Илорской церкви жертвовались военные машины, катапульты онагры и др., сабли, кинжалы, иногда и бутафорское оружие. Вместе с тем, в храме находился гигантский лук и гигантские наконечники копий и стрел под названием «стрел Афы», т.е. бога молнии, а также гигантские раздвоенные копья, которые в Абхазии называли абрдзал и аджар. Все эти ритуальные предметы изготовлялись из железа представителями определенной фамилии кузнецов. Вышеописанное свидетельствует об Илорском храме, как о святилище, где в прошлом находился один из центров культа бога войны и молнии Афы, слившегося затем с культом св. Георгия или Аерга.

    Пещера Абрскила

    Пещера Абрскила расположена в 70 км от Сухума и 20 км от Очамчыры, на окраине села Отап, у подошвы хребта Панау. Пещера названа в честь мифического абхазского героя-богоборца Абрскила, передавшего людям секрет изготовления металлов. За вызов, брошенный небу, боги заточили «абхазского Прометея» и его крылатого коня Араша в этой пещере, приковав к железному столбу.

    Пещера относится к категории сталактитовых пещер галерейного типа. Вход в нее имеет вид правильной арки. Пещера Абрскила исследована вглубь на 2 км, а туристический маршрут имеет протяженность 800 м и охватывает четыре зала. По дну пещеры течет речка, уровень воды в которой колеблется на протяжении всего маршрута, достигая иногда метровой глубины. Температура воды – около +14°С.

    По красоте и причудливости форм натечных образований Отапская пещера не знает себе равных в Абхазии.


Поделиться в соцсетях

Возврат к списку